Ловись, рыбка, и мала и велика!

 

Данной записью призываю коллег обсудить тему, связанную с ролью юристов управляющей компании (де-юре или де-факто) в отношении юристов дочерних (управляемых) управляемых обществ, филиалов компании.

В этом году при подготовке новых версий матриц разграничения компетенции между юристами указанных уровней по судебной работе и налоговой правовой функции я стал снова задумываться о роли юристов управляющей компании.

На практике я наблюдал различные модели деятельности центральной юридической службы компании, в т.ч. в ходе своего развития в качестве руководителя юридической службы управляющей компании.

Мой поиск идеальной модели центральной юридической службы продолжается…

Без вопросов не бывает ответов!

Ниже приводится перечень вопросов, которые я задаю себе и предлагаю активно обсуждать в Интернете и профессиональных бумажных изданиях по данной теме.

Зачем нужны юристы управляющей компании? За что они отвечают в компании?

Какие задачи компании призваны выполнять указанные юристы? Какова исключительная компетенция центральной юридической службы?

Не следует ли закрепить за юристами управляющей компании исключительное право по разработке и совершенствованию РДР, Регламента по работе с доверенностями, Регламента взаимодействия подразделений и поведения сотрудников компании при проведении налоговых и иных проверок, и иных системных внутренних документов компании, в т.ч. подлежащих утверждению в дочерних обществах?

Какова роль центральной юридической службы в отношении юридических служб дочерних обществ?

Что должна делать центральная юридическая служба для обеспечения развития специалистов юридических служб дочерних обществ? Достаточно ли проводить раз в год совместное совещание?

Должны ли юристы управляющей компании решать правовые вопросы дочерних обществ? Если да, какие вопросы? Какова роль юристов дочерних обществ по таким вопросам?

Целесообразно ли назначать в центральной юридической службе кураторов в отношении дочерних обществ?

Должны ли юристы управляющей компании вести судебные дела с участием дочерних обществ? Если да, какие категории судебных дел? Кто должен готовить проекты процессуальных документов по этим особым судебным делам? Должны ли участвовать в данных судебных делах юристы дочерних обществ?

По каким вопросам центральной юридической службе необходимо осуществлять мониторинг правовой работы в дочерних обществ? Только судебная работа? В какой форме? С какой периодичностью? В чем должна состоять обратная связь юристов управляющей компании по итогам анализа соответствующей отчетности юристов дочерних обществ?

Должна ли центральная юридическая служба отвечать на любые запросы юристов дочерних обществ? Следует ли обязывать юристов дочерних обществ одновременно с запросами представлять правовое заключение с их экспертной позицией по обозначенным в запросах вопросах?

По каким вопросам юристов дочерних обществ требуется системная помощь со стороны центральной юридической службы?

Продолжение следует…

PS — Можно дать голодному рыбу, а можно дать удочку и научить ловить рыбу самому! (Спасибо Александру Копылову за то, что напомнил об этой пословице!)

Полезно:

Визуальное мышление | Дэн Роэм | Визуальное мышление | Дэн Роэм |

СКОРО НА САЙТЕ! Итоги 2010 года!

 

Добавить в закладки

Метки: , , , , , , , , ,

  • http:// Александр Бороухин

    Всё сильно зависит от специфики бизнеса и от степени самостоятельности дочерних обществ в других вопросах. Всё-таки юристы для бизнеса — вспомогательная, обеспечивающая служба, и она должна структурироваться в той же логике, что и основной бизнес.

    Хотя, бывают и весьма своеобычные варианты. Например, в одной очень крупной российской компании, имеющей более сотни «дочек», юристы объединены в несколько крупных юридических служб, построенных по территориальному или (реже) отраслевому признаку и существующих на правах департамента в структуре одной из дочек. С остальными дочками соответствующей территории или отрасли заключены договоры оказания услуг. Т.е. такой своего рода «внутренний аутсорсинг». Юридическая служба материнской компании при этом решает в отношении дочек только самые важные вопросы, обеспечивает контроль и методологическую поддержку. Ничего подобного в организации основного бизнеса нет.

  • http:// Alexander

    На мой взгляд в этом вопросе необходима взвешенная позиция.

    С одной стороны юристы управляющей компании не должны решать оперативные вопросы, поскольку в таком случае существует риск чрезмерной бюрократизации структуры и чрезмерной загрузки юристов УК.

    Кроме того, в этом случае будет проявляться тенденция юристов на местах перекладывать принятие всех управленческих решений на юристов УК.

    В результате скорее всего система будет негибкой и неэффективной.

    Согласен с Александром, что наиболее важная задача юристов УК — методологическое руководство деятельностью юристов дочерних обществ.

    Вместе с тем, юристы УК, являясь наиболее эффективным правовым ресурсом системы, все-таки должны принимать участие в решении некоторых наиболее важных практических вопросов (помимо эффективного решения проблемы, этим достигается и психологический эфффект — юристы юристы дочерних обществ понимают, что они не «брошены на амбразуру» и могут использовать практический опыт взаимодействия с юристами УК).

    Распредление компетенции между юристами УК и юристами на местах можно закрепить, например, путем распределения зон ответственности.

    Модель кураторства, на мой взгляд, можно использовать, но для решения системно-организационных, а не оперативно-рабочих вопросов.

  • http://blog.abakshin.com/ Алексей Абакшин

    Нужны принципы взаимодействия — ТОП10, на одной странице, каждый принцип не более 1-2 строк